пятница, 5 мая 2017 г.

В. Крапивин "Мальчик со шпагой"


   В книге показано становление и укрепление характера 12-летнего Серёжи. Хоть книга и о советском времени, и многое поменялось, но она актуальна и по сегодняшний день, люди остались те же. Также в жизни существуют склочники, подлецы, трусы. И также в некоторых людях есть эта вера в добро, справедливость, твёрдость идти до конца, сражаться до последнего со злом и подлостью. Такие книги нужно читать, они станут нравственными спутниками на всю жизнь, а их герои настоящими друзьями.
   Сергей Каховский - ты стал мне другом. Понимаю тех советских детей, которые писали в редакцию письма с просьбами дать адрес Серёжи. Я тоже хотела бы чтобы рядом был такой друг - честный, искренний, добрый, справедливый, благородный, смелый. Интересно существуют ли в наше время такие ребята как Серёжа. Хочется в это верить. Надеюсь мой сын сможет стать таким.
   Владислав Петрович, Спасибо за подаренную встречу!

   Несколько цитат из книги:

"– Может быть… Но, видишь ли, Серёжа, такие чудеса случаются раз в жизни. Не чаще. И надеяться на них не надо.
– Я понимаю, – тихо сказал Серёжа. – Ну и что же? Мне и одного хватит на всю жизнь.
– Тебе… А другим?
– Другим?
– Да. А как же… Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовет на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?
– А что же мне делать?
– Будь всадником сам. Не обязательно на коне и в шапке со звездой, не в этом главное.
– Я понимаю, – опять сказал Серёжа."

"Димка стал рассказывать:
– Я тогда жил у нашей бабушки. Не в городе, а в поселке. Там овраг, а кругом дома. Я в первую ночь ну никак уснуть не мог. Потому что не привык. У нас в городе ночью в окошке сразу тыща огней видна, а у бабушки – никаких огоньков, потому что овраг за окном. Только луна. Ну, я не спал, не спал, а потом собака начала гавкать. Я сперва даже разозлился: чего спать не дает? А потом мне ее как-то жалко стало. Она так печально гавкала. Наверно, она все время на цепи сидела, и ночью и днем. Скучно ведь… У меня окошко открыто было. Я подошел и давай свистеть. Ну, не громко, а так, будто зову ее. Она замолчала. А потом гавкнула, будто спрашивает. Ну, я еще посвистел. А она опять: "Гав, гав". Будто отвечает… Вот так мы долго-долго переговаривались. А потом я три раза свистнул, что кончаем разговор, и лег спать. Она тоже еще полаяла немного и замолчала.
– А потом? – спросил Серёжа.
– Когда другая ночь наступила, мы опять так же переговаривались. И потом еще. Каждую ночь. Она меня уже узнавала по свисту, эта собака. И откликалась по-всякому. Если весело начну свистеть, она тоже весело так залает! А если потихонечку, грустно, она тоже жалобно так гавкает… В общем, у нас целые разговоры были.
– А как ее звали-то? – спросили из дальнего угла.
– Я откуда знаю? – удивился Димка. – Я ее даже не видел ни разу. Даже не знаю, какая она. Я ее днем искал, да там у оврага огороды кругом и заборы высокие, не проберешься. А на свист она днем не откликалась.
– Какая же она твоя? – обиженно пыхтя, сказал Витька Солобоев. – Даже не знаешь, рыжая она или еще какая. Хозяин у собаки тот, кто ей жрать дает.
– Зато она со мной разговаривала, – тихо ответил Димка."

"Слово — удивительная вещь. Если скажешь «неудача», кисло на душе делается. А если скажешь «приключение», то сразу веселее."

"Кто же виноват, что среди людей попадаются такие дзыкины? Они вредят, гадят, хапают. И не всегда по злости, а потому просто, что им наплевать на всех, кроме себя. И кроме таких же, как они.
…И один такой может испортить жизнь многим хорошим людям."

"Люди, живущие скучно, тупые и недобрые, не терпят иной жизни – светлой и честной. Не терпят людей с прямыми мыслями и открытым взглядом. Даже взрослых не терпят, а уж детей тем более. Когда они встречают мальчишку, у которого чувство собственного достоинства сильнее слепого послушания, сильнее страха перед их окриками, они решают, что пришёл конец света. Их мысль работает трусливо и примитивно: "Эти люди не похожи на нас. Значит, они плохие! Запретить! Убрать! Искоренить!"
И надо признать: иногда это им удается. Запрещают.
Люди, тупые и злобные, бывают хитры. Они умеют добро показывать как зло. И человек, живший для других, работающий честно и бескорыстно, в их речах становится опасным, а дела его – вредными. И может быть, в эти минуты, когда я кончаю статью, Олег Московкин и его капитаны доказывают двадцатый раз, что они ни в чем не виноваты".

"…Они прожили у моря целых шесть дней, а завтра их ждал еще один. Длинный день, полный солнца, синих волн и радостных находок. День в удивительном городе, где смешались дома и корабли. А потом…
А потом все опять:
"Барабанщики, марш!"



















Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...